Выступление директора школы Сафроновой Л.Д.
на педагогическом совете
от 31.08.2012г.
Общая педагогическая деятельность
общеобразовательной школы в 2011-2012 учебном году основывалась на работе
по педагогической проблеме
«Образование
через воспитание, воспитание через обучение», где целью определялась «Реализация психолого-педагогических условий
в становлении и развитии профессиональной компетентности учителя». Для
реализации этой цели ставились следующие задачи:
1.
Определить пути и средства повышения профессиональной
компетентности педагогов.
2.
Выявить способности и склонности каждого ребенка
по реализации интеллектуального и
творческого потенциала.
3.
Совершенствовать комплексный подход в профилактической
работе с учащимися девиантного поведения через социализацию семьи.
Первая задача диктовалась рамками
Года Учителя, а также рекомендациями августовской конференции по определению
профессионализма педагогов, как в области обучения через применения инновационных технологий, так и в области
воспитания и сохранения здоровья обучаемых. Так как, например, в школе миопией (заболевание глаз страдают 53 ученика (20%) –
это на первом месте по шкале заболеваний, на втором месте кариес 32 ученика
(11%) и на третьем месте плоскостопие 31 ученик (11%). Для выполнения поставленной задачи педагогическому коллективу следовало проводить профессиональный самоанализ по
степени владения управленческой
технологией.
Вторая задача определилась как
продолжения всех тех, в которых решались
вопросы индивидуализации и дифференциации, как слабых учеников, так и по
выявлению одаренных.
И третья задача возникла как движения по улучшению социальной среды.
Для решения поставленных задач в
школе имелась необходимая нормативно-правовая база, соответствующие локальные акты и положения.
Разрешите анализ
учебно-воспитательной работы за 2011-2012учебный год осуществить в разрезе
просмотра степени реализации поставленных задач.
1.Анализ учебно-воспитательной
работы за 2011 -2012 учебный год.
1.1 Кадры.
Педагогический
коллектив 2011-2012 учебного года состоял из 31 педагога.
(слайд
№1)
Таблица № 1. Образование педагогов.
Учебный
год
|
Количество
учителей
|
Высшее
образование
|
Среднее
специальное
|
Обучаются
заочно
|
2008-2009
|
34
|
27
чел.- 79%
|
4
чел.-12%
|
3
чел.-9%
|
2009-2010
|
32
|
25
чел.- 78%
|
7
чел.-22%
|
5
чел.-15%
|
2010-2011
|
31
|
24
чел.-77%
|
7
чел.-23%
|
4
чел.-13%
|
Из них:
- 24 педагога имеют высшее образование, что
составляет - 77%;
- 7 педагогов имеют среднее специальное
образование - 23%;
Если проанализировать образование
педагогов за последние три года, то выявляется следующее: количество педагогов
с высшим образованием уменьшается, а со средним специальным повышается. Хотя
наблюдается движение в сторону повышения
количество педагогов с высшим образованием, так как четыре человека обучались заочно в ВУЗах.
Выполняя
требования оптимизации штатных единиц, и
изменения базисного плана с малым количеством часов отдельных предметов,
возникла необходимость в организации совместителей. Внешних совместителей среди педагогов нет, но
есть внутреннее, такие педагоги как:
- учитель физики
Иксанов С.В. преподает часы ОБЖ;
- учитель
истории Шафиева Р.М. преподает часы немецкого языка;
- учитель –
логопед Валеева А.А. преподает часы
музыки.
Эта структура
совместителей длится уже третий год, других вариантов пока нет. Отрадно то, что
совместители профессионально освоили вторую должность, об этом свидетельствуют
результаты конкурсов, о которых будет указано ниже.
Средний стаж работы учителей
составляет 41год. Из этого следует, что возраст в общем трудоспособный и есть
потенциал для творчества. Однако, например лишь один педагог с тридцатилетним
стажем и в должности руководителя имеет звание
«Отличника Образования РБ., что
составляет 3% и 4 педагога имеют
почетные грамоты МНО (12,5%) на протяжении
уже семи последних лет. Причиной этого является как малое участие в
профессиональных конкурсах, так и изменившиеся положение об аттестации
работников образования.
В
прошедшем учебном году на аттестацию было подано 4 заявления, а это
- Сафронова Л.Д.
- как руководитель, высшая категория;
- Додонова М.В.
как учитель начальных классов, первая категория, успешно подтвердившая свою
категорию;
- Муфтиева Ф.З.
и Валеева А.А. аттестовались на первую
категорию, что явилось повышением своей квалификационной категории.
Отсюда (слайд №2)
Таблица №2.
Мониторинг квалификации педагогов
Учебный год
|
Количество
учителей
|
Высшая
категория
|
Первая
категория
|
Вторая
категория
|
Без
категории
|
2008-2009
|
34
|
5 чел.- 15%
|
12 чел.-35%
|
17 чел.-50%
|
0
|
2009-2010
|
32
|
5 чел.- 16%
|
11 чел.-34%
|
14 чел.-44%
|
2чел. -6%
|
2010-2011
|
31
|
4 чел.-13%
|
15 чел.-48%
|
10 чел.- 32%
|
2чел. -6%
|
Рис.№1. Мониторинг
квалификации педагогов.
Проанализировав квалификационный
состав педагогов, определяется следующее, что количество учителей с высшей
категорией уменьшилось, с первой категорией увеличилось и как следствие пошло
уменьшение со второй категорией. В категорию «Без стажа работы» входят два
молодых педагога, не проходивших аттестацию, так как работают первый год, что
отражается в таблице № 4, и рисунке №1. Если просчитать % качества, учительского
состава по первой и высшей категорий, то он составляет 54,8%. Это хороший
показатель, и он определяет степень
реализации поставленной первой задачи
по
определению путей и средств повышения профессиональной компетентности педагогов.
Совершенствование научно-методического ресурса
педагогических работников осуществляется системой курсовой подготовки. В этом
учебном году основная курсовая подготовка была направлена на изучения приемов внедрения ФГОС начального
общего образования. Иллюстрацией этого направления методической работы является
таблица №3 (Слайд № 3)
Таблица № 3.
Курсовая подготовка педработников.
№п/п
|
Ф.И.О.
педагога
|
предмет
|
Месяц и
год прохождения
|
Место
прохождения
|
1
|
Складчикова И.В.
|
Нач.классы
|
С 4 октября по 11октября 2010 года
|
Белебеевский
Педагогический
колледж
|
2
|
Додонова М.В.
|
Нач. классы
|
С 4 октября по 11октября 2010 года
|
Белебеевский
Педагогический
колледж
|
3
|
Тимофеева И.М.
|
Обслуж. труд
|
Ноябрь, 2010 года.
|
г.Белебей
(выездные курсы
ИРО г.Уфа)
|
4
|
Сафронова Л.Д.
|
Управление
внедрением
ФГОС нового
поколения
|
Февраль, 2010 года
|
г.Белебей
(выездные курсы
ИРО г.Уфа)
|
5
|
Калимуллина И.Р.
|
Управление
внедрением
ФГОС нового
поколения
|
Февраль, 2010 года
|
г.Белебей
(выездные курсы
ИРО г.Уфа)
|
6.
|
Галиуллина З.М.
|
химия
|
С 17 мая по 21 мая 2010г.
|
г.Белебей
(выездные курсы ИРО
г.Уфа)
|
Проводя анализ курсовой
подготовки, можно отметить следующее, что в этом учебном году курсовую
подготовку прошло 6 человек (19%), что на 1 больше по сравнению с прошлым
годом, где прошли курсовую подготовку 5 человек (16%).
Однако современные условия диктуют не только
совершенствование квалификации учителя, но переподготовку учителей. Поэтому поддержав
инициативу заместителя директора по учебно-воспитательной работе Горяйновой
Л.Н., в этом учебном году поступили заявки на учителя русского языка в
количестве двух человек – это Фурс.Л.В., ( воспитатель ГПД), Валеева А.А.
(логопед).
В целях реализации первой же задачи по повышению
профессиональной компетентности, каждый педагог ставил свою цель и
задачи, которые прежде всего основывались на использовании педагогических
технологий, личностных качеств учителя и обучаемых детей. Так например:
- учитель начальных классов
первой категории Евстафьева Н.М. определила проблему «Развитие,
совершенствование учебно-познавательных способностей учащихся», где цель
ставилась «обеспечение условий для развития мышления, внимания, памяти, речи».
Одной из принятых задач для реализации цели являлась совершенствование
педагогического мастерства через поиск инновационных форм и приемов;
- учитель русского языка и
литературы первой категории Бердяева
И.С.работала над методической проблемой как формирование эстетического
мировоззрения у обучающихся, где целью ставилась поиск языкового материала
эстетической направленности;
- учитель химии и биологии высшей
категории Галиуллина З.М.решала проблему
по апробации личностно-ориентационных технологии, где одной из задач ставилась
развитие интеллектуальных способностей обучающихся;
- учитель начальных классов
первой категории Складчикова И.В в своем
анализе указала на развитие орфографической зоркости младшего школьника и
добивалось этого через обучения моделирования орфографических понятий и
систематическому применению специальных упражнений;
- учитель обслуживающего труда
высшей категории Тимофеева И.М. в течении года работала над проблемой по
созданию условий для развития познавательной активности, профориентации,
социализации через метод проектов.
Педагоги школы
применяют следующие образовательные технологии,
( слайд
№ 4) отражающие в таблице № 4.
Таблица №4. Использование
современных
образовательных технологий.
№
п/п
|
Педагогические
технологии
|
Ф.И.О.
педагогов
|
1
|
Информационно-
коммуникативные
|
Пузырева Н.Н.-
учитель русского языка и литературы;
Шафиева Р.М. –
учитель истории;
Фазуллин В.Г. –
учитель информатики;
Горяйнова Л.Н. –
учитель математики;
Валиева И.С. –
учитель географии
Галиуллина З.М. –
учитель химии
Иксанов С.В. –
учитель физики
Валеева А.А. –
учитель-логопед
Аминева Г.Т. –
учитель башкирского языка
|
2
|
Интерактивное
обучение
|
Складчикова И.В. –
учитель начальных классов
Евстафьева Н.М. –
учитель начальных классов
Мифтахова Г.С. – учитель русского
языка и литература
Лутфуллина И.М. –
учитель математики;
Муфтиева Ф.З. –
учитель башкирского языка;
Сафронова Л.Д. –
учитель биологии;
|
3.
|
Проектная
технология
|
Тимофеева И.М. - учитель обслуживающего труда;
Семенова В.В. –
учитель технологии;
Лукьянчикова Т.В. –
учитель английского языка;
|
4
|
Дифференцир.
обучение
|
Габсалямова Е.В. –
учитель начальных классов;
Додонова М.В. – учитель
начальных классов;
Бердяева И.С. - учитель
русского языка и литературы;
Валитова Г.М. –
учитель татарского языка;
Бикбаева З.Ф. –
учитель башкирского языка;
Саленко Г.А. –
учитель физического воспитания;
Калимуллина И.Р.-
учитель чувашского языка;
Соколова Т.А. –
соцпедагог;
Давлетгареева А.Ф. –
учитель начальных классов.
|
Это информация, к сожалению не полная и
она поступала от посещения уроков, от
самоанализа отдельных педагогов, где свой самоанализ провели: Евстафьева Н.М.,
Складчикова И.В., Галиуллина З.М., Тимофеева И.М., Бердяева И.С.,- всего 5
учителя из 23 работающих учителей-предметников, что составляет лишь 23%, а 77%
учителей не провели самоанализ своей деятельности. Следовательно, это часть поставленной первой задачи
не выполнена, в которой указывается: проводить профессиональный самоанализ по
степени владения управленческой
технологией.
Следующим тезисом реализации
поставленной первой задачи является участие
в профессиональных конкурсах.
В прошлом учебном году два
педагога приняли участие в муниципальных конкурсах, это уже медленное
продвижение вперед, так как в прошлом году участвовал лишь один учитель( слайд №5). Это отражает таблица № 5.
Таблица №5 Мониторинг
участия педработников
в конкурсах
профессионального мастерства.
Учебный год
|
Ф.И.О.
педагога
|
2008-2009
|
-
|
2009-2010
|
Муфтиева Ф.З. – 3
место в конкурсе «Учитель башкирского языка»
|
2010-2011
|
Муфтиева Ф.З.
– диплом за участие в конкурсе «Учитель башкирского
языка и литературы».
Складчикова И.В. - диплом за участие в
конкурсе «Учитель начальных классов» в
номинации «Применение активных форм
применения».
|
Прошедший
учебный год очень скуден на мероприятия, проводимые на базе школы. Проводилось
лишь одно мероприятие, а это РГМО преподавателей-организаторов ОБЖ, где руководитель
ДП и ОБЖ Иксанов С.В.показал открытый урок и прошел «первое крещение» успешно.
1.2. Одаренные
дети.
Почему лишь
одно мероприятие? Внешних причин может быть много, однако внутренняя причина
одна – нежелание педагогов, боязнь педагогов показать свои достижения. Над этим
стоит поработать, тем более есть что показать, есть чем гордиться, так
например, реализуя задачу по выявлению
способностей и склонностей каждого ребенка по
реализации интеллектуального и творческого потенциала, выполняя
программу школы «Одаренные дети» педагогический коллектив ведет
целенаправленную деятельность по развитию творческих способностей обучающихся и
реализацию имеющихся. (слайд №6)
Таблица №6. Участие в предметных олимпиадах.
|
Школьный
этап
|
Муниципальный
этап
|
Республиканский
этап
|
Количество участников
|
139
|
65
|
1
|
Результативность
(количество
победителей,призеров,)
|
72
|
6
|
0
|
Победителем муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников стала:
Бикбаева А. - черчение, 9 класс, учитель Тимофеева И.М.
Призерами муниципального этапа Всероссийской
олимпиады школьников стали:
Салимова Д. - история, 9 класс, учитель Шафиева Р.М.
Киямов А. –
окружающий мир, 4 класс, учитель Складчикова И.В.
Наумова К. – русский
язык, 4 класс, учитель Складчикова И.В.
Шафикова Ш. –
обществознание, 8 класс, учитель Шафиева Р.М.
Шафикова Ш. –
литература, 8 класс, учитель Бердяева И.С.
В этом учебном году
количество призеров муниципального этапа увеличилось с 2 до 6; и одна
ученица Салимова Д. принимала участие
на республиканском этапе (история), учитель Шафиева Р.М.
Участие и результативность школьников в различных конкурсах растет,
так, например:
(Слайд №7 - результативность школьников
в наиболее значимых конкурсах различных направлений)
№
п/п
|
Ф.И.
участника, класс
|
Конкурс,
смотр и т.п.
|
Уровень
|
результативность
|
1
|
Наумова
Ксения, 4 класс
|
Молодежный
математический
чемпионат
г.Пермь
|
Всероссийский
(заочный)
|
Диплом
3 степени
регионального
победителя
|
2
|
Лапина
Ксения, 8 класс
|
Молодежный
математический
чемпионат
г.Пермь
|
Всероссийский
(заочный)
|
Диплом
2 степени
регионального
победителя
|
3
|
Герасимов
Олег, 8 класс
|
Молодежный
математический
чемпионат
г.Пермь
|
Всероссийский
(заочный)
|
Диплом
1 степени
регионального
победителя
|
4
|
Герасимов
Дмитрий, 8 класс
|
Молодежный
математический
чемпионат
г.Пермь
|
Всероссийский
(заочный)
|
Диплом
3 степени
регионального
победителя
|
5
|
Салимова
Дарья, 9 класс
|
Молодежный
математический
чемпионат
г.Пермь
|
Всероссийский
(заочный)
|
Диплом
2 степени
регионально
го
победителя
|
6
|
Шафиков
Ильнур, 9 класс
|
Молодежный
математический
чемпионат
г.Пермь
|
Всероссийский
(заочный)
|
Диплом
3 степени
Регионального
победителя
|
7
|
Алешкина
Светлана,8 класс
|
Республиканский
конкурс
юных экскурсоводов «По
малой родине моей»г.Уфа
|
Республи-
канский
|
Диплом
1 степени
|
8
|
Алешкина
Светлана,8 класс
|
XII
Республиканская
научно-практическая
конференция
«Ломоновские чтения» ,
г.Стерлитамак
|
Республи-
канский
|
Диплом
1 степени
|
9
|
Алешкина
Светлана,8 класс
|
Конкурс юных
экскурсоводов «По
малой родине моей»
|
Муници-
пальный
|
Почетная
грамота
I
место
|
10
|
Кашапова
Майя, 7 класс
|
Конкурс рисунков,
посвященный Году
Республики
|
Муници-
пальный
|
Почетная
грамота
I
место
|
11
|
Кудеров
Андрей,10 класс
|
Грамота за высокие
результаты в стрельбе на
учебных сборах
|
Муници-
пальный
|
Грамота за высокие
результаты в
стрельбе
|
12
|
Кудеров
Андрей,10 класс
|
Участие
на учебных сборах
|
Муници-
пальный
|
Грамота за усердие
и высокие
показатели
|
13
|
Хайруллина
Аделина,
5
класс
|
Конкурс юных
инспекторов движения
«Безопасное колесо»
|
Муници-
пальный
|
Диплом
I степени
|
14
|
Агафонова
Ирина, 7 класс
|
Конкурс детского
творчества «Знания,
бесценные для жизни».
|
Муници-
пальный
|
Диплом II степени
в номинации
«макет»
|
15
|
Команда
8 класса
|
Конкурс
юных любителей
природы «Пернатые
друзья моего
Башкортостана»
|
Муници-
пальный
|
Диплом IIIстепени
|
16
|
Шафикова
Гульшат, 8 класс
|
Конкурс
юных сказителей
эпоса «Урал батыр»
(чтение эпоса наизусть)
|
Муници-
пальный
|
Диплом II степени
|
17
|
Шафиков
Ильнур, 9 класс
|
Конкурс юных сказителей
эпоса «Урал батыр»
(викторина)
|
Муници-
пальный
|
Диплом II степени
|
18
|
Сыдыков
Рафаэль, 7 класс
|
Конкурс рисунков,
посвященный 125-летию
со дня рождения Г.Тукая
|
Муници-
пальный
|
Диплом I степени
|
19
|
Команда
5-6 классов
|
Конкурс «Здравствуй,
здравствуй, Сказка!»
|
Муници-
пальный
|
Диплом
в
Номинации
«Мастер слова»
|
20
|
Команда
11 класс
|
Военно-патриотический
конкурс
«Виктория»
|
Муници-
пальный
|
Диплом I степени
|
Итого:
|
20 из них:
всероссийский
(заочный)- 6
республиканских - 2
муниципальных
- 12
|
|
Проанализировав
результаты за последних два года, то в прошедшем учебном году
появились дипломы всероссийского уровня (заочного тура), на 1 больше
республиканского уровня и 4 грамоты больше муниципального уровня. В этом заслуга
плеяды учителей Складчиковой И.В., Тимофеевой И.М., Пузыревой Н.Н., Валиевой
И.С., Иксанова С.В. ,Горяйновой Л.Н., Валеевой А.А., Фурс Л.В., Муфтиевой Ф.З.,
Слайд №8- Исследовательская
деятельность. Участие в муниципальной
научно- практической конференции школьников «Интеллект будущего».
№
п/п
|
Название
секции
|
Результативность
|
Ф.И.
участника, класс
|
Руководитель
|
1
|
Секция
геогрифии
|
Диплом II степени
|
Алешкина
Светлана,8
кл.
|
Пузырева Н.Н.,
Валиева И.С.
|
2
|
Секция
технологии
|
Диплом II степени
|
Минибаева
Аклима,10
кл.
|
Тимофеева И.М.
|
3
|
Секция
химии
|
Диплом III степени
|
Минибаев
Ильяс,9
кл.
|
Галиуллина
З.М.
|
4
|
Секция
культуры
Башкортостана
|
Благодарность
|
Блохина
Диана, 3 кл.
|
Валитова Г.М.;
Валеева А.А.
|
5
|
Секция
начальных
классов
|
Благодарность
|
Титов И.
Панькова К.,
4 класс
|
СкладчиковаИ.В.
|
6
|
Секция истории
|
Благодарность
|
Назарова А.А.,
9 класс
|
Шафиева Р.М.
|
По сравнению с прошлым годом в
этом учебном году количество дипломов увеличилось участников на 4 участника,
участие которых были отмечены двумя благодарностями и двумя грамотами.
Это направление методической
работы ведет к глубокой мотивации обучения учащихся, что способствует
стабильному развитию всех участников образовательного процесса, которые выходят
на различные виды поощрений такие как
Стипендиаты Главы администрации (слайд №
9)
Таблица № 9. Стипендиаты
|
2008-2009
|
2009-2010
|
2010-2011
|
Стипендии
Главы
Администрации
|
Миннибаева
Аклима,
8
класс
|
Калимуллин
Алмаз,
11
класс
|
Миннибаев
Ильяс,
9
класс
|
К сожалению
другого стимулирование пока не существует в ОУ СОШ №4, однако, решением
заседания Совета школы №3 от 30.04.2011г. были определены направления по
привлечению внебюджетных средств, для стимулирования всех участников
образовательного процесса как участие в конкурсах, так в проведении мероприятий
на базе школы.
Данное направление по показу своих успехов
отработано и набирает темпы . 1.3. Информационное обеспечение.
Но в век информационных
технологий, следует шире
пропагандировать свои достижения через сформировавшиеся сайд школы
(Слайд № 10 http://sh4p.ucoz.ru/) в котором существует меню, где
отражается:
главная страница, фотоальбом, разработка мероприятий и уроков,
расписание уроков, программа развития школы, рубрика о школе как информационная
страница, и просто файлы для посещений гостей сайта, в архиве новостей собираются
новости одной недели.
Создателем сайта является учитель
информатики Фазуллин В.Г., надеемся, что начатое дело оправдается и принесет
школе дальнейшее информационное поле. А для этого необходимо чтобы каждый педагог определил себе одну из
задач как «педагогическая информация моих успехов». Классным руководителям
довести до сведения учащихся, родителей о существовании сайда, вести работу по
обеспечению родителями Интернета, уже не говоря о существовании ПК.
Мониторинг на конец учебного года
показал следующее: 70% имеют ПК, из них 54% имеют Интернет. Этого недостаточно
по требованием ФГОС.
1.4.Внедрение ФГОС. Тем
более, что в
связи с внесением изменений в отдельные
законодательные акты РФ «Об
образовании», возникла необходимым добавить в программу развития школы по внедрению ФГОС нового поколения. В целях обеспечения эффективного
введения обучения в соответствии с ФГОС нового поколения с начале прошлого учебного года разработан план мероприятий по введению ФГОС второго поколения
в начальной школе в 2011-2012 учебном году. Для этого создана вся нормативно-правовая
база, проведено родительское собрание, укомплектованы учебные пособия,
определена траектория материального оснащения. В этом учебном году всему
педагогическому коллективу предстоит изучить материалы ФГОС среднего обучения,
для подготовки его внедрения. В основе государственных стандартов рассматривают
основную идею (хорошо забытую старою) «уметь учиться». С какими же достижениями
мы можем вступить в ФГОС по качеству обучения?
1.5. Учебная деятельность.
Рассмотрим учебную деятельность.
А) В учебном 2010-2011
учебном году в школе обучалось 256 обучающихся
(14 класс - комплектов), что на 9
обучающихся меньше по сравнению с прошлым годом, где обучалось 265 обучающихся.
Изменение количества обучающихся
произошло с миграцией семей как внутри поселка так и вне его, а также и с
выпуском основной школы (29 учащихся в 9 – ом классе на конец 2009 -
2010года, 10 учащихся в 10 классе на начало 2010 – 2011 учебного года. Выбыло
19 учащихся в средние специальные заведения).
Отсюда:
- в
начальной школе – 4 класса с составом в 76 учащихся против 75 учащихся в
прошлом году, что на 1 ученика больше;
- в основной школе – 8
классов с составом – 148 учащихся против 154учащихся в прошлом году, что на 6 учащихся меньше;
- в средней школе в 2-х классах – 32 учащихся против 36 учащихся в прошлом
году, что на 4 ученика меньше.
Вот здесь предстоит определение
последующих задач по контингенту обучающихся.
Продолжение
|