Выступление директора школы Сафроновой Л.Д.
на педагогическом совете
от 31.08.2012г.
Общая педагогическая деятельность общеобразовательной школы в 2011-2012 учебном году основывалась на работе по педагогической проблеме «Образование через воспитание, воспитание через обучение», где целью определялась «Реализация психолого-педагогических условий в становлении и развитии профессиональной компетентности учителя». Для реализации этой цели ставились следующие задачи:
1. Определить пути и средства повышения профессиональной компетентности педагогов.
2. Выявить способности и склонности каждого ребенка по реализации интеллектуального и творческого потенциала.
3. Совершенствовать комплексный подход в профилактической работе с учащимися девиантного поведения через социализацию семьи.
Первая задача диктовалась рамками Года Учителя, а также рекомендациями августовской конференции по определению профессионализма педагогов, как в области обучения через применения инновационных технологий, так и в области воспитания и сохранения здоровья обучаемых. Так как, например, в школе миопией (заболевание глаз страдают 53 ученика (20%) – это на первом месте по шкале заболеваний, на втором месте кариес 32 ученика (11%) и на третьем месте плоскостопие 31 ученик (11%). Для выполнения поставленной задачи педагогическому коллективу следовало проводить профессиональный самоанализ по степени владения управленческой технологией.
Вторая задача определилась как продолжения всех тех, в которых решались вопросы индивидуализации и дифференциации, как слабых учеников, так и по выявлению одаренных.
И третья задача возникла как движения по улучшению социальной среды.
Для решения поставленных задач в школе имелась необходимая нормативно-правовая база, соответствующие локальные акты и положения.
Разрешите анализ учебно-воспитательной работы за 2011-2012учебный год осуществить в разрезе просмотра степени реализации поставленных задач.
1.Анализ учебно-воспитательной работы за 2011 -2012 учебный год.
1.1 Кадры.
Педагогический коллектив 2011-2012 учебного года состоял из 31 педагога.
(слайд №1)
Таблица № 1. Образование педагогов.
Учебный год |
Количество учителей |
Высшее образование |
Среднее специальное |
Обучаются заочно |
2008-2009 |
34 |
27 чел.- 79% |
4 чел.-12% |
3 чел.-9% |
2009-2010 |
32 |
25 чел.- 78% |
7 чел.-22% |
5 чел.-15% |
2010-2011 |
31 |
24 чел.-77% |
7 чел.-23% |
4 чел.-13% |
Из них:
- 24 педагога имеют высшее образование, что составляет - 77%;
- 7 педагогов имеют среднее специальное образование - 23%;
Если проанализировать образование педагогов за последние три года, то выявляется следующее: количество педагогов с высшим образованием уменьшается, а со средним специальным повышается. Хотя наблюдается движение в сторону повышения количество педагогов с высшим образованием, так как четыре человека обучались заочно в ВУЗах.
Выполняя требования оптимизации штатных единиц, и изменения базисного плана с малым количеством часов отдельных предметов, возникла необходимость в организации совместителей. Внешних совместителей среди педагогов нет, но есть внутреннее, такие педагоги как:
- учитель физики Иксанов С.В. преподает часы ОБЖ;
- учитель истории Шафиева Р.М. преподает часы немецкого языка;
- учитель – логопед Валеева А.А. преподает часы музыки.
Эта структура совместителей длится уже третий год, других вариантов пока нет. Отрадно то, что совместители профессионально освоили вторую должность, об этом свидетельствуют результаты конкурсов, о которых будет указано ниже.
Средний стаж работы учителей составляет 41год. Из этого следует, что возраст в общем трудоспособный и есть потенциал для творчества. Однако, например лишь один педагог с тридцатилетним стажем и в должности руководителя имеет звание «Отличника Образования РБ., что составляет 3% и 4 педагога имеют почетные грамоты МНО (12,5%) на протяжении уже семи последних лет. Причиной этого является как малое участие в профессиональных конкурсах, так и изменившиеся положение об аттестации работников образования.
В прошедшем учебном году на аттестацию было подано 4 заявления, а это
- Сафронова Л.Д. - как руководитель, высшая категория;
- Додонова М.В. как учитель начальных классов, первая категория, успешно подтвердившая свою категорию;
- Муфтиева Ф.З. и Валеева А.А. аттестовались на первую категорию, что явилось повышением своей квалификационной категории.
Отсюда (слайд №2)
Таблица №2. Мониторинг квалификации педагогов
Учебный год |
Количество учителей |
Высшая категория |
Первая категория |
Вторая категория |
Без категории |
2008-2009 |
34 |
5 чел.- 15% |
12 чел.-35% |
17 чел.-50% |
0 |
2009-2010 |
32 |
5 чел.- 16% |
11 чел.-34% |
14 чел.-44% |
2чел. -6% |
2010-2011 |
31 |
4 чел.-13% |
15 чел.-48% |
10 чел.- 32% |
2чел. -6% |
Рис.№1. Мониторинг квалификации педагогов.
Проанализировав квалификационный состав педагогов, определяется следующее, что количество учителей с высшей категорией уменьшилось, с первой категорией увеличилось и как следствие пошло уменьшение со второй категорией. В категорию «Без стажа работы» входят два молодых педагога, не проходивших аттестацию, так как работают первый год, что отражается в таблице № 4, и рисунке №1. Если просчитать % качества, учительского состава по первой и высшей категорий, то он составляет 54,8%. Это хороший показатель, и он определяет степень реализации поставленной первой задачи по определению путей и средств повышения профессиональной компетентности педагогов.
Совершенствование научно-методического ресурса педагогических работников осуществляется системой курсовой подготовки. В этом учебном году основная курсовая подготовка была направлена на изучения приемов внедрения ФГОС начального общего образования. Иллюстрацией этого направления методической работы является таблица №3 (Слайд № 3)
Таблица № 3. Курсовая подготовка педработников.
№п/п |
Ф.И.О. педагога |
предмет |
Месяц и год прохождения |
Место прохождения |
1 |
Складчикова И.В. |
Нач.классы |
С 4 октября по 11октября 2010 года |
Белебеевский Педагогический колледж |
2 |
Додонова М.В. |
Нач. классы |
С 4 октября по 11октября 2010 года |
Белебеевский Педагогический колледж |
3 |
Тимофеева И.М. |
Обслуж. труд |
Ноябрь, 2010 года. |
г.Белебей (выездные курсы ИРО г.Уфа) |
4 |
Сафронова Л.Д. |
Управление внедрением ФГОС нового поколения
|
Февраль, 2010 года |
г.Белебей (выездные курсы ИРО г.Уфа) |
5 |
Калимуллина И.Р. |
Управление внедрением ФГОС нового поколения |
Февраль, 2010 года |
г.Белебей (выездные курсы ИРО г.Уфа) |
6. |
Галиуллина З.М. |
химия |
С 17 мая по 21 мая 2010г. |
г.Белебей (выездные курсы ИРО г.Уфа) |
Проводя анализ курсовой подготовки, можно отметить следующее, что в этом учебном году курсовую подготовку прошло 6 человек (19%), что на 1 больше по сравнению с прошлым годом, где прошли курсовую подготовку 5 человек (16%).
Однако современные условия диктуют не только совершенствование квалификации учителя, но переподготовку учителей. Поэтому поддержав инициативу заместителя директора по учебно-воспитательной работе Горяйновой Л.Н., в этом учебном году поступили заявки на учителя русского языка в количестве двух человек – это Фурс.Л.В., ( воспитатель ГПД), Валеева А.А. (логопед).
В целях реализации первой же задачи по повышению профессиональной компетентности, каждый педагог ставил свою цель и задачи, которые прежде всего основывались на использовании педагогических технологий, личностных качеств учителя и обучаемых детей. Так например:
- учитель начальных классов первой категории Евстафьева Н.М. определила проблему «Развитие, совершенствование учебно-познавательных способностей учащихся», где цель ставилась «обеспечение условий для развития мышления, внимания, памяти, речи». Одной из принятых задач для реализации цели являлась совершенствование педагогического мастерства через поиск инновационных форм и приемов;
- учитель русского языка и литературы первой категории Бердяева И.С.работала над методической проблемой как формирование эстетического мировоззрения у обучающихся, где целью ставилась поиск языкового материала эстетической направленности;
- учитель химии и биологии высшей категории Галиуллина З.М.решала проблему по апробации личностно-ориентационных технологии, где одной из задач ставилась развитие интеллектуальных способностей обучающихся;
- учитель начальных классов первой категории Складчикова И.В в своем анализе указала на развитие орфографической зоркости младшего школьника и добивалось этого через обучения моделирования орфографических понятий и систематическому применению специальных упражнений;
- учитель обслуживающего труда высшей категории Тимофеева И.М. в течении года работала над проблемой по созданию условий для развития познавательной активности, профориентации, социализации через метод проектов.
Педагоги школы применяют следующие образовательные технологии,
( слайд № 4) отражающие в таблице № 4.
Таблица №4. Использование современных
образовательных технологий.
№ п/п |
Педагогические технологии |
Ф.И.О. педагогов |
1 |
Информационно- коммуникативные |
Пузырева Н.Н.- учитель русского языка и литературы; Шафиева Р.М. – учитель истории; Фазуллин В.Г. – учитель информатики; Горяйнова Л.Н. – учитель математики; Валиева И.С. – учитель географии Галиуллина З.М. – учитель химии Иксанов С.В. – учитель физики Валеева А.А. – учитель-логопед Аминева Г.Т. – учитель башкирского языка |
2 |
Интерактивное обучение |
Складчикова И.В. – учитель начальных классов Евстафьева Н.М. – учитель начальных классов Мифтахова Г.С. – учитель русского языка и литература Лутфуллина И.М. – учитель математики; Муфтиева Ф.З. – учитель башкирского языка; Сафронова Л.Д. – учитель биологии; |
3. |
Проектная технология |
Тимофеева И.М. - учитель обслуживающего труда; Семенова В.В. – учитель технологии; Лукьянчикова Т.В. – учитель английского языка; |
4 |
Дифференцир. обучение |
Габсалямова Е.В. – учитель начальных классов; Додонова М.В. – учитель начальных классов; Бердяева И.С. - учитель русского языка и литературы; Валитова Г.М. – учитель татарского языка; Бикбаева З.Ф. – учитель башкирского языка; Саленко Г.А. – учитель физического воспитания; Калимуллина И.Р.- учитель чувашского языка; Соколова Т.А. – соцпедагог; Давлетгареева А.Ф. – учитель начальных классов. |
Это информация, к сожалению не полная и она поступала от посещения уроков, от самоанализа отдельных педагогов, где свой самоанализ провели: Евстафьева Н.М., Складчикова И.В., Галиуллина З.М., Тимофеева И.М., Бердяева И.С.,- всего 5 учителя из 23 работающих учителей-предметников, что составляет лишь 23%, а 77% учителей не провели самоанализ своей деятельности. Следовательно, это часть поставленной первой задачи не выполнена, в которой указывается: проводить профессиональный самоанализ по степени владения управленческой технологией.
Следующим тезисом реализации поставленной первой задачи является участие в профессиональных конкурсах.
В прошлом учебном году два педагога приняли участие в муниципальных конкурсах, это уже медленное продвижение вперед, так как в прошлом году участвовал лишь один учитель( слайд №5). Это отражает таблица № 5.
Таблица №5 Мониторинг участия педработников
в конкурсах профессионального мастерства.
Учебный год |
Ф.И.О. педагога |
2008-2009 |
- |
2009-2010 |
Муфтиева Ф.З. – 3 место в конкурсе «Учитель башкирского языка» |
2010-2011 |
Муфтиева Ф.З. – диплом за участие в конкурсе «Учитель башкирского языка и литературы». Складчикова И.В. - диплом за участие в конкурсе «Учитель начальных классов» в номинации «Применение активных форм применения». |
Прошедший учебный год очень скуден на мероприятия, проводимые на базе школы. Проводилось лишь одно мероприятие, а это РГМО преподавателей-организаторов ОБЖ, где руководитель ДП и ОБЖ Иксанов С.В.показал открытый урок и прошел «первое крещение» успешно.
1.2. Одаренные дети.
Почему лишь одно мероприятие? Внешних причин может быть много, однако внутренняя причина одна – нежелание педагогов, боязнь педагогов показать свои достижения. Над этим стоит поработать, тем более есть что показать, есть чем гордиться, так например, реализуя задачу по выявлению способностей и склонностей каждого ребенка по реализации интеллектуального и творческого потенциала, выполняя программу школы «Одаренные дети» педагогический коллектив ведет целенаправленную деятельность по развитию творческих способностей обучающихся и реализацию имеющихся. (слайд №6)
Таблица №6. Участие в предметных олимпиадах.
Школьный этап |
Муниципальный этап |
Республиканский этап |
|
Количество участников |
139 |
65 |
1 |
Результативность (количество победителей,призеров,) |
72 |
6 |
0 |
Победителем муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников стала:
Бикбаева А. - черчение, 9 класс, учитель Тимофеева И.М.
Призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников стали:
Салимова Д. - история, 9 класс, учитель Шафиева Р.М.
Киямов А. – окружающий мир, 4 класс, учитель Складчикова И.В.
Наумова К. – русский язык, 4 класс, учитель Складчикова И.В.
Шафикова Ш. – обществознание, 8 класс, учитель Шафиева Р.М.
Шафикова Ш. – литература, 8 класс, учитель Бердяева И.С.
В этом учебном году количество призеров муниципального этапа увеличилось с 2 до 6; и одна ученица Салимова Д. принимала участие на республиканском этапе (история), учитель Шафиева Р.М.
Участие и результативность школьников в различных конкурсах растет, так, например:
(Слайд №7 - результативность школьников в наиболее значимых конкурсах различных направлений)
№ п/п |
Ф.И. участника, класс |
Конкурс, смотр и т.п. |
Уровень |
результативность |
1 |
Наумова Ксения, 4 класс |
Молодежный математический чемпионат г.Пермь |
Всероссийский (заочный) |
Диплом 3 степени регионального победителя |
2 |
Лапина Ксения, 8 класс |
Молодежный математический чемпионат г.Пермь |
Всероссийский (заочный) |
Диплом 2 степени регионального победителя |
3 |
Герасимов Олег, 8 класс |
Молодежный математический чемпионат г.Пермь |
Всероссийский (заочный) |
Диплом 1 степени регионального победителя |
4 |
Герасимов Дмитрий, 8 класс |
Молодежный математический чемпионат г.Пермь |
Всероссийский (заочный) |
Диплом 3 степени регионального победителя |
5 |
Салимова Дарья, 9 класс |
Молодежный математический чемпионат г.Пермь |
Всероссийский (заочный) |
Диплом 2 степени регионально го победителя |
6 |
Шафиков Ильнур, 9 класс |
Молодежный математический чемпионат г.Пермь |
Всероссийский (заочный) |
Диплом 3 степени Регионального победителя |
7 |
Алешкина Светлана,8 класс |
Республиканский конкурс юных экскурсоводов «По малой родине моей»г.Уфа |
Республи- канский |
Диплом 1 степени |
8 |
Алешкина Светлана,8 класс |
XII Республиканская научно-практическая конференция «Ломоновские чтения» , г.Стерлитамак |
Республи- канский |
Диплом 1 степени |
9 |
Алешкина Светлана,8 класс |
Конкурс юных экскурсоводов «По малой родине моей» |
Муници- пальный |
Почетная грамота I место |
10 |
Кашапова Майя, 7 класс |
Конкурс рисунков, посвященный Году Республики |
Муници- пальный |
Почетная грамота I место |
11 |
Кудеров Андрей,10 класс |
Грамота за высокие результаты в стрельбе на учебных сборах |
Муници- пальный |
Грамота за высокие результаты в стрельбе |
12 |
Кудеров Андрей,10 класс |
Участие на учебных сборах |
Муници- пальный |
Грамота за усердие и высокие показатели |
13 |
Хайруллина Аделина, 5 класс |
Конкурс юных инспекторов движения «Безопасное колесо» |
Муници- пальный |
Диплом I степени |
14 |
Агафонова Ирина, 7 класс |
Конкурс детского творчества «Знания, бесценные для жизни». |
Муници- пальный |
Диплом II степени в номинации «макет» |
15 |
Команда 8 класса |
Конкурс юных любителей природы «Пернатые друзья моего Башкортостана» |
Муници- пальный |
Диплом IIIстепени |
16 |
Шафикова Гульшат, 8 класс |
Конкурс юных сказителей эпоса «Урал батыр» (чтение эпоса наизусть) |
Муници- пальный |
Диплом II степени |
17 |
Шафиков Ильнур, 9 класс |
Конкурс юных сказителей эпоса «Урал батыр» (викторина) |
Муници- пальный |
Диплом II степени |
18 |
Сыдыков Рафаэль, 7 класс |
Конкурс рисунков, посвященный 125-летию со дня рождения Г.Тукая |
Муници- пальный |
Диплом I степени |
19 |
Команда 5-6 классов |
Конкурс «Здравствуй, здравствуй, Сказка!» |
Муници- пальный |
Диплом в Номинации «Мастер слова» |
20 |
Команда 11 класс |
Военно-патриотический конкурс «Виктория» |
Муници- пальный |
Диплом I степени |
Итого: |
20 из них: всероссийский (заочный)- 6 республиканских - 2 муниципальных - 12 |
Проанализировав результаты за последних два года, то в прошедшем учебном году появились дипломы всероссийского уровня (заочного тура), на 1 больше республиканского уровня и 4 грамоты больше муниципального уровня. В этом заслуга плеяды учителей Складчиковой И.В., Тимофеевой И.М., Пузыревой Н.Н., Валиевой И.С., Иксанова С.В. ,Горяйновой Л.Н., Валеевой А.А., Фурс Л.В., Муфтиевой Ф.З.,
Слайд №8- Исследовательская деятельность. Участие в муниципальной научно- практической конференции школьников «Интеллект будущего».
№ п/п |
Название секции |
Результативность |
Ф.И. участника, класс |
Руководитель |
1 |
Секция геогрифии |
Диплом II степени |
Алешкина Светлана,8 кл. |
Пузырева Н.Н., Валиева И.С. |
2 |
Секция технологии |
Диплом II степени |
Минибаева Аклима,10 кл. |
Тимофеева И.М. |
3 |
Секция химии |
Диплом III степени |
Минибаев Ильяс,9 кл. |
Галиуллина З.М. |
4 |
Секция культуры Башкортостана |
Благодарность |
Блохина Диана, 3 кл. |
Валитова Г.М.; Валеева А.А. |
5 |
Секция начальных классов |
Благодарность |
Титов И. Панькова К., 4 класс |
СкладчиковаИ.В. |
6 |
Секция истории |
Благодарность |
Назарова А.А., 9 класс |
Шафиева Р.М. |
По сравнению с прошлым годом в этом учебном году количество дипломов увеличилось участников на 4 участника, участие которых были отмечены двумя благодарностями и двумя грамотами.
Это направление методической работы ведет к глубокой мотивации обучения учащихся, что способствует стабильному развитию всех участников образовательного процесса, которые выходят на различные виды поощрений такие как Стипендиаты Главы администрации (слайд № 9)
Таблица № 9. Стипендиаты
2008-2009 |
2009-2010 |
2010-2011 |
|
Стипендии Главы Администрации |
Миннибаева Аклима, 8 класс |
Калимуллин Алмаз, 11 класс |
Миннибаев Ильяс, 9 класс |
К сожалению другого стимулирование пока не существует в ОУ СОШ №4, однако, решением заседания Совета школы №3 от 30.04.2011г. были определены направления по привлечению внебюджетных средств, для стимулирования всех участников образовательного процесса как участие в конкурсах, так в проведении мероприятий на базе школы.
Данное направление по показу своих успехов отработано и набирает темпы
. 1.3. Информационное обеспечение.
Но в век информационных технологий, следует шире пропагандировать свои достижения через сформировавшиеся сайд школы
(Слайд № 10 http://sh4p.ucoz.ru/) в котором существует меню, где отражается:
главная страница, фотоальбом, разработка мероприятий и уроков, расписание уроков, программа развития школы, рубрика о школе как информационная страница, и просто файлы для посещений гостей сайта, в архиве новостей собираются новости одной недели.
Создателем сайта является учитель информатики Фазуллин В.Г., надеемся, что начатое дело оправдается и принесет школе дальнейшее информационное поле. А для этого необходимо чтобы каждый педагог определил себе одну из задач как «педагогическая информация моих успехов». Классным руководителям довести до сведения учащихся, родителей о существовании сайда, вести работу по обеспечению родителями Интернета, уже не говоря о существовании ПК. Мониторинг на конец учебного года показал следующее: 70% имеют ПК, из них 54% имеют Интернет. Этого недостаточно по требованием ФГОС.
1.4.Внедрение ФГОС. Тем более, что в связи с внесением изменений в отдельные законодательные акты РФ «Об образовании», возникла необходимым добавить в программу развития школы по внедрению ФГОС нового поколения. В целях обеспечения эффективного введения обучения в соответствии с ФГОС нового поколения с начале прошлого учебного года разработан план мероприятий по введению ФГОС второго поколения в начальной школе в 2011-2012 учебном году. Для этого создана вся нормативно-правовая база, проведено родительское собрание, укомплектованы учебные пособия, определена траектория материального оснащения. В этом учебном году всему педагогическому коллективу предстоит изучить материалы ФГОС среднего обучения, для подготовки его внедрения. В основе государственных стандартов рассматривают основную идею (хорошо забытую старою) «уметь учиться». С какими же достижениями мы можем вступить в ФГОС по качеству обучения?
1.5. Учебная деятельность.
Рассмотрим учебную деятельность.
А) В учебном 2010-2011 учебном году в школе обучалось 256 обучающихся (14 класс - комплектов), что на 9 обучающихся меньше по сравнению с прошлым годом, где обучалось 265 обучающихся.
Изменение количества обучающихся произошло с миграцией семей как внутри поселка так и вне его, а также и с выпуском основной школы (29 учащихся в 9 – ом классе на конец 2009 - 2010года, 10 учащихся в 10 классе на начало 2010 – 2011 учебного года. Выбыло 19 учащихся в средние специальные заведения).
Отсюда:
- в начальной школе – 4 класса с составом в 76 учащихся против 75 учащихся в прошлом году, что на 1 ученика больше;
- в основной школе – 8 классов с составом – 148 учащихся против 154учащихся в прошлом году, что на 6 учащихся меньше;
- в средней школе в 2-х классах – 32 учащихся против 36 учащихся в прошлом году, что на 4 ученика меньше.
Вот здесь предстоит определение последующих задач по контингенту обучающихся.