Год основания музея – 30 апреля 2003 Здание кирпичное. Помещение хорошо освещенное. Площадь составляет 38.42 кв.метра Школьный музей – одна из форм по развитию творческой и общественной активности учащихся, воспитанию гражданственности, бережного отношения к памятникам истории, культуры. 1. Основные задачи и направления работы музея Музей истории школы №4 ставит основной задачей содействовать учебно-воспитательной и культурно-просветительской деятельности, пропаганде краеведческих знаний. Наша школа – старейшая в поселке. Поэтому, основным направлением работы музея является история школы, сбор информации об учителях и выпускниках её. Именно в этой школе многие учителя получали Среди выпускников есть известные далеко за пределами поселка люди. Собранный в музее материал о них используется как на уроках, так и во внеклассной работе. 2. Главные функции : - выявление и сбор документов по истории школы; - изучение, обработка и хранение документов; - просветительская деятельность (экскурсии, встречи с ветеранами ВОВ, ветеранами педагогического труда, выпускниками ..). 3. Поисково – исследовательская деятельность Поисково-исследовательская деятельность ведется в направлении сбора, изучения и обработки документов по разделам: - «Наша слава» (фотографии, документы и вещи выпускников школы), - «Опаленные войной» (участники Великой Отечественной, Афганской, Чеченской войн), - «Педагоги - ветераны», - «Они стали учителями» - «Школа сегодня и завтра». 4. Структура музея Музей строит работу на принципе самоуправления. Создан Совет музея из числа учащихся, учителей. Музей сотрудничает с историко-краеведческим музеем г. Белебея, музеями поселка, города и района.Программа деятельности музея истории школы МАОУ СОШ№4 на 2010-2011 учебный год. Обоснование программы Одним из компонентов воспитательной системы школьного образования является работа своего краеведческого музея, ведущего реальную патриотическую, историко-культурную, нравственную и другую воспитательную деятельность. Создание данной программы вытекает из необходимости включить работу школьного музея в систему воспитательной работы школы. Музей начал работать в 2003 году как музей истории школы. Цель программы: Музей истории школы призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотического качества, любви к школе и Отечеству, родному краю. Задачи: - содействие в героико-патриотическом и нравственном воспитании обучающихся, любви к школе и Отечеству, родному краю.
- создание условий для формирования гражданского и национального самосознания обучающихся;
- использование музейного материала в практической деятельности..
- овладение учащимися практическими навыками поисковой,
исследовательской деятельности. Запланированная деятельность несет в себе не только экскурсии по музею, но и достаточно широкий спектр воспитательной, общественной, хозяйственной и другой деятельности. Программа работы музея рассчитана на 2010-2011 годы. Планируется увеличение числа экспозиций, обновление имеющихся стендов, создание сайта школьного музея в Интернете. Школа является неотъемлемой частью воспитательного процесса в школе. Учителя, используя возможности музея, в процессе преподавания сочетают приемы обучения с методами познания: они не только сообщают информацию, но и демонстрируют учащимся сложные пути ее получения. Школьный музей - это творческое сотрудничество учителей и учеников, он является многолетним хранителем и продолжателем лучших традиций. Музей воспитывает у учащихся уважение к прошлому своей Родины, своего района, школы. Связывая в ходе поисковой работы разные поколения, музей пробуждает в подростках чувство милосердия к старшим, ветеранам войны и труда. Школьный музей помогает воспитывать в учащихся исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний. Музей является базой и для серьёзной воспитательной работы. Он хранит память о традициях жизни наших прадедов и поддерживает те (традиции), на которых воспитываются нынешние поколения. Работа в музее помогает школьникам выбрать будущую профессию. Все виды воспитательной работы, которые ведутся на базе нашего школьного музея, способствуют формированию личности учащихся. В 2003 году был открыт Музей школы № 4.. С сентября 2003 года Музеем руководит учитель русского языка и литературы Пузырева Н.Н. Фонд музея пополняется постоянно. Главной целью создания музея было оказание помощи учителям и классным руководителям в проведении уроков и классных часов. Научно-методическая функция музея тесно связана с поисковой и исследовательской и объединяет педколлектив и учащихся в едином деле. Посредством музея создается обратная связь между учеником и учителем, классом и классным руководителем, музей помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по экспозиции музея. Кроме того, в музее есть прекрасный материал, необходимый для уроков краеведения, истории. Преподаватели этих предметов используют музей не только при подготовке к урокам, но и могут провести урок в помещении школьного музея. Использование музея в образовательно-воспитательном процессе. Каким бы содержательным и современным по оформлению ни был музей, он только тогда станет неотъемлемой частью общешкольного организма, если учителя будут широко использовать его экспозицию и фонды в учебно-воспитательном процессе. Эффективность использования школьного музея в обучении во многом определяется разнообразием форм и методов классной и внеклассной работы, включающей музейный материал в учебный процесс. Учителя, используя возможности музея, в процессе преподавания сочетают приемы обучения с методами познания: они не только сообщают информацию, но и демонстрируют учащимся сложные пути ее получения. Школьный музей помогает воспитывать в учащихся исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний. Музей является базой и для серьёзной воспитательной работы. Он хранит память о традициях школы, жизни наших прадедов и поддерживает те (традиции), на которых воспитываются нынешние поколения. Работа в музее помогает школьникам выбрать будущую профессию. Тема труда и защиты своего Отечества нашла в музее своё отражение. Все виды воспитательной работы, которые ведутся на базе нашего школьного музея, способствуют формированию личности учащихся.
Деятельность музея Поисково-исследовательская: - поиск материалов об учителях и выпускниках школы; - переписка с выпускниками школы; - работа с библиотечно-архивными фондами; - участие в конкурсах юных экскурсоводов и краеведческих конференциях.
Информаиионно-познавательная: - встречи с выпускниками школы, учителями-ветеранами педагогического труда, участниками ВОВ и локальных войн. - публикации в СМИ заметок о музее и гимназии; - использование музейной информации в учебно-воспитательном процессе. - ведение летописи школы и классов. Экскурсионная: - подготовка экскурсоводов из состава учащихся школы; - проведение экскурсий в музее; - посещение музеев города и района; Реставрационно-оформительская: - оформление стендов и витрин; - уход за экспонатами и их реставрация; - ведение учетной документации музея. Разделы музея - История школы.
- Директора первой Приютовской.
- «И в просвещении стать с веком наравне».
- Наши медалисты.
- Воины-интернационалисты.
- Книга памяти.
- Учителя-ветераны ВОВ и тыла.
- «Вы прошли дорогой педагога».
- Наша слава.
- Школа живет, учит, воспитывает.
- Вехи истории
Хозяйственная работа. - Заготовить стенды для расширения музея.
- Приобрести новые папки – раскладушки для оформления материала на тему»: В жизни всегда есть место подвигу».
- Заменить трубы.
Обеспечение учета и сохранности материалов музея В музее ведется книга учета фондов. Сохранность музейных материалов обеспечивается сторожами. В школе имеется тревожная кнопка. Ожидаемые результаты : В результате реализации проекта ожидается, что: - увеличится количество учащихся, желающих участвовать в поисковой деятельности; - появится интерес к истории своего отечества и родного края; - у учащихся школы появится уважительное отношение к ветеранам, к старшему поколению; - укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни; - обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с архивными документами и другими историческими и литературными источниками; - учащиеся получат основы научно-исследовательской работы исторической направленности; - увеличится количество детей, желающих продолжить обучение в военных ВУЗах. Перспективность: 1. Расширять экспозиции; 2. Проводить выездные экспозиционные выставки в школы города и района; 5. Наладить сотрудничество с государственными музеями, архивами и профильными общественным организациями; 6. Продолжать поисковую деятельность; Информация о музее МАОУ СОШ №4 Приоритетным направлением работы музея является сбор материала об учителях и выпускниках школы. СОШ №4 – старейшая школа поселка, поэтому мы являемся правопреемниками первой Приютовской школы (вторая школа в поселке была построена в 1957 году). Совет Музея из числа учащихся 6-8 классов. В музее имеются следующие стенды: 1.История школы в истории поселка. 2.Директора первой Приютовской 3. «И в просвещении стать с веком наравне» 4. Наши медалисты. 5. Воины-интернационалисты 6. Книга памяти. 7. «Штурман легендарных полетов» (о выпускнике школы Герое Советского Союза Мазитове Гали Ахметовиче) 8. Призвание – учитель. 9. Наша слава. 10. Вехи истории. 11. Школа живет, учит, воспитывает. На стадии оформления стенд: «Его не пощадил последний бой» -( о выпускнике школы Шивкине Александре, погибшем в Чечне). Оформлено шесть витрин: 1.Пионерская и комсомольская организация школы. 2. Мой родной край. 3. История школы в истории моей семьи. 4. Наша слава 5. «Учителя, вы всегда в нашей памяти…» 6. Материалы о Великой Отечественной войне. Музеем проводится большая кропотливая работа по патриотическому воспитанию учащихся. Силами совета музея, классов были собраны материалы и оформлены следующие папки: - О чем говорят мемориальные доски.
- Герои Приютовской земли.
- Солдаты Победы.
- Боевые награды в твоей семье.
- Как зовут тебя, улица?
- Почетные граждане поселка.
- Я служу России.
- На страже порядка.
- Есть такая профессия – Родину защищать.
- Вы прошли дорогой педагога.
- Мужество воспитывается изо дня в день.
- Незаживающая рана России – Чечня.
Имеется богатый материал о Великой Отечественной войне, который используют учителя для проведения классных часов, внеклассных мероприятий: - Воины-братья Абрамовы.
- Штурман-герой.
- Была война.
- Ратный подвиг Белебеевцев.
- Учителя поселка – участники ВОВ.
- Награды войны.
- Юные герои сороковых,пороховых.
- Классные часы о ВОВ
Ребятами, членами совета музея оформлены раскладушки: - Они стали учителями.
- Ступаки – выпускники школы.
- Бондаревы.
- «В жизни всегда есть место подвигу»
Имеется богатый материал по Шежере Школа гордится своими выпускниками. Сегодня хочется вспомнить такие имена: Пашин Сергей Тимофеевич- Генеральный директор «Уфа-Трансгаз», Юсупов Рим Ягудовия- начальник ПЛПУ «Уфа-Трансгаз», Маркелов Леонид Александрович- зам. главы администрации п. Приютово, Ложенкова Татьяна Петровна- бывший зам. главы администрации п. Приютово, Валяева Нина Афанасьевна- директор ДКиТ п Приютово, Валеев Зилир Зуфарович, Антонов Андрей Леонидович- директор банка «Уралсиб». Ежегодно 30 апреля в школе проводится вечер встречи выпускников юбилейных лет. Музей школы организует встречи с ветеранами ВОВ. Частыми гостями являются Ступак П.П., Лутфуллин М.С., ветераны тыла Мирганова Г.Ш., Плишкина М.Ф., Васильева К.Ф., Андрианова Н.А., ветераны – нефтяники Свиридов Ю.Г., Садриев Н.Б. По просьбе классных руководителей поисковая группа музея приглашает на классные часы выпускников школы – участников локальных войн и проходящих службу в рядах РА в настоящее время. Основной фонд музея - Школьная форма (дев.) 1шт.
- Школьная форма (мальч) 1 шт.
- Морская фуражка 1 шт.
- Солдатская форма 1 шт.
- Солдатская зимняя шапка 1 шт.
- Статуэтка «Школьник» 1 шт.
- Статуэтка «На привале» 1шт.
- Чернильница 2 шт.
- Пионерский (красный) галстук 1 шт.
- Торжественное обещание пионера 1 шт.
- Пионерские пилотки 2 шт.
- Октябрятский значок 1шт.
- Пионерский значок 2шт.
- Барабан 1шт.
- Письмо с фронта 1шт.
- Медаль «за долголетний добросовестный труд» 1шт.
- Комсомольский билет 2шт.
- Прялка 1шт.
- Чувашское платье 1шт.
- Керасиновая лампа 1шт.
- Ручка учителя 1шт.
- Очки учителя 1шт.
Вспомогательный фонд - О чем говорят мемориальные доски. -Герои Приютовской земли. -Солдаты Победы. -Боевые награды в твоей семье. -Как зовут тебя, улица? -Почетные граждане поселка. -Я служу России. -На страже порядка. -Есть такая профессия – Родину защищать. -Вы прошли дорогой педагога. -Мужество воспитывается изо дня в день. -Незаживающая рана России – Чечня. 2. Папки А 4 - Об учителях 19шт. - Классные часы о ВОВ 24шт. - Была война 1шт. - Ратный подвиг белебеевцев 1шт. - Юные герои сороковых-пороховых 1шт. - Награды ВОВ 1шт. - Учителя – участники ВОВ 1шт. - Воины братья Абрамовы 1шт. - Шивкин Александр 1шт. -О выпускниках 13шт. 3. Раскладушки: -Выпускники Ступаки 1шт. -Выпускники Бондаревы 1шт. -Они стали учителями 1шт. -«В жизни всегда есть место подвигу» 1шт. 4. Награды выпускника школы, Чемпиона мира по кик-боксингу 12шт. 5. Альбомы 17шт. 6. Летописи классов 20шт. Традиционные музейные мероприятия - Уроки мужества, посвященные Дню Республики, Дню защитника Отечества и Дню Победы.
- Мероприятия:
- День юного героя-антифашиста; - День вывода войск из Афганистана; - Посвящение в мужчины; - Проведение праздников Шежере; - Ко Дню Победы. - Встречи с участниками ВОВ и локальных войн .
- Встречи с учителями-ветеранами тыла.
- Встречи с выпускниками юбилейных лет
- Поздравления жителей микрорайона, ветеранов ВОВ и локальных войн, ветеранов педагогического труда с Днем пожилых людей, с днем Учителя, с Днем защитника Отечества, с Днем Победы.
- Уход за мемориалами, возложение венков на могилах:
-первому комсомольцу поселка Приютово Феде Карцеву; -первому председателю Приютовского поссовета Яковлеву Н.В.; -выпускнику школы Шивкину Александру, погибшему в Чечне. 8. Проведение операций: «Утро ветерана», «Забота», «Подарок ветерану», «Милосердие». - Интегрированные уроки по КБ, истории, географии.
- Проведение обзорных и тематических экскурсий.
- Посещение других музеев города и райолна.
- Участие в муниципальных и Республиканских конкурсах, конференциях по краеведению.
(Если в музейных мероприятиях участвует несколько классов, то оно обычно проводится в актовом зале школы) | Пузырева Нурия Наильевна – учитель русского языка и литературы СОШ№4, руководитель школьного музея. Общий стаж работы – 31 год. Педагогический стаж – 31 год. Стаж работы в СОШ№4 – 30 лет. Руководитель музея с октября 2003 года. |